Tom Waits жизнь в стоптанных ботинках

Ну пожалуй в этой теме я напишу о альбомах Вейтца даже не с точки зрения качества песен, хотя и об этом тоже, сколько о некоторых моментах , раскрывающих Тома с его стороны , как тонкого и ироничного и умного человека.
Первый альбом Glosing Time ждала незавидная участь »синдрома первого альбома» , известно что первый может как пройти незамеченным вообще или наоборот взлететь на вершину чартов , во времена выхода альбома были важны фактические продажи пластинок, а не количество радиоэфиров первого сингла
Впрочем аналогичная ситуация с участью первого альбома была у очень знаменитых ныне музыкантов, таких как Пол Саймон, Боб Дилан или Брюс Спрингстин.
Осложняло ситуацию и то, что в том же 1973 годe вышли альбомы Dark Side Of The Moon-Pink Floyd, Aladdin Sane-David Bowie , уже известные и почтенные группы, выпустили свои альбомы и Элтон Джон ( даже два ), и Лед Зеппелин, Пол Маккартни
Glosing Time показательный пример насколько Вейтц не попал в струю со своими современниками, но остался верен себе. Его любовь к джазу и традициям классической американской песни плюс голос и жёлчность материала не находила сочувствия у многих, как и понимания (но не у всех )
Однако Том попал на страница Роллинг Стоунз-это было важно.
А на Asulym и не возлагали больших надежд на дебют Вейтца. Лейбл рассчитывал на турне в рамках представления албома Glosing Time.
Деньги для них зарабатывали Eagles
Сессии в студии Suncet в Голливуде ( а там были и Buffalo Springfield, Johny Mitchell, Love, Doors и т.д ) были очень быстры, Том нервничал
Продюсером от Asulym был Джерри Истер ( одно время он заменил Зэла Яновски в Lovin Spoonful ) а после развала стал продюсировать.
В 1967 Истер продюсировал альбом Тима Бакли Goodbye & Hello и его же Happy Sad
Отношения с томом были напряжёнными. Разногласия касались репертуара и концепции, Вейтц тяготел к джазу и фортепианной музыке, Истер напротив
стремился к фолк-звучанию. Поэтому диск получился несколько неровным.
Истер сделал аранжировки на Tom Traubert’s Blues .
Ну а сейчас о песнях Обложка Glosing Time представляет музыканта сидящего за роялем в баре на часах 3-22 причём ночи ! Он работал ночью в основном. Станан Виски, бутылка, пепельница-стандартные аксессуары для Тома в реальной жизни. Он и внешне не был похож на лохматых своих современников да ещё а козлиной бородой….
Так вот песенка Ol ’55
Фортепиано и гитара, Парень мчится на автомобиле, авто в то время олицетворение свободы и возможность сбежать
Эта песня была исполнена Eagles ( в On The Border ) которых Том не любил и не уважал.
Он говорил о орлах, что слушать их не веселее чем смотреть как сохнет краска. Их альбомы годятся лишь на то, чтоб сохранять от пыли проигрыватель
дисков.
Он вообще не любил кантри-тусовку, говорил про них » Эти говнюки из LA и Каньона Лорель не нюхали навоза ( но правда он извинился перед Доном Хэнли спустя десяток лет )
Martha эту песню Том включилв свой первый сборник, она важна для него
Эта песня о памяти, о горькой и болезненной.
Как можно в таком возрасте петь о чувствах и переживаниях пенсионера, встретившего на старости лет свою первую любовь в то время, когда рок был уделом молодости…
Нужна отвага ! Я читал что, Том хотел родиться старым…..он любил старую музыку, тех музыкантов…
Примечательный эпизод, когда спястя годы кто-то рассказал Тому о том, что увидел валявшуюся пластинку Glosng Time на железнодорожных рельсах
Ему заметил Том, »Хорошо, что не в корзине для расродажи»
Ряд песен в альбоме указывают на будущий стиль , более джазовый Virginia Avenue, Ice Cream Man и другие

Том издевался над простыми, несодержательными текстами других групп, даже известных
например над темой Я ехал на лошади без имени по пустыне
( A Horse With No Name-группы America )
или Я чуть не постригся
( Almost Cut My Hair — CSN&Y )
Вейтц всегда балансировал на грани, за которой начинается фальш и очень тонко умел лавировать меж образами и музыкой.
Актёр он ещё тот, ему помогает это его качество, даже в трудных периодах его жизни и разочарованиях.
Может быть имел место в его жизни момент некоего самолюбования и упивание собственной индивидуальностью.
Для парней из лейблов два вопроса были актуальны в то время » Где Сингл и где Гастроли »
Заявить о себе-это гастролировать, не было в то время иного способа, не было передач на ТВ, не было ни инета и никто не скачивал лосслес
Но и в этом случае приходилось конкурировать с заезжавшими в штаты гигантами и монстрами рока Роллинги, Ху, прочими, но главные авторы такие как Дженис Джоплин или Моррисон, Хендрикс были мертвы, а другин будущие звёзды, ещё слишком робки и неизвестны, я говорю о Грэме Парсонсе Вельвет Андеграунд , Ник Дрейк
В то время музон Боба Марли воспринимался как смешная музыка, а Дэвид Боуи как человекоподобная, яркая новинка и Спрингстин тоже был практическинеизвестен, им всем ещё только предстояло утвердить свою репутацию
В конце 80-х был бум коммерческого использования исторического наследия рок-музыки
классический рок-н-ролл Джерри Ли Льюиса помгал продавать батарейки
а песня Питера Сигера turn,turn,turn продавала журналы
песни Сэма Кука , Марвина Гея использовались для продажи джинсов
сам Майкл Джексон не гнушался лицензированием некоторых песен битлов для своих коммерческих целей
в 1985 он купил ATY music которая ещё раньше купила права на музык Битлз-Northem Songs
проконсультировавшись с Йоко Оно Джексон разрешил Nike ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕСНЮ Revolution в телерекламе, что принесло ему поллимона баксов
Маккартни и Харрисон были ОЧЕНЬ НЕДОВОЛЬНЫ эта песня о революции, а не о долбанных кроссовках, заявил тогда Пол и Apple обратилась в суд…………….
Вейтц отказался от рекламы нижнего белья, сигарет и выпивки
он говорил про своих коллег-музыканов » многие ездят в Японию на рекламу , как будто надеются, что они там наваляют кучу в пустыне и никто не узнает»
Том считал что следует оставаться независимым и не вкалывать на ферме у Мэгги — как поётся в песне Боба Дилана с повторяющимся рефреном ‘ I Ain’t Gona Work On Maggies Farm No More»
Кто восторгался Томом как музыкантом и человеком ?

ВСЕ !

Высшие оценки ( со времени выхода Stay Awake ) звучали из уст U-2 , REM, Нэнси Гриффит и Брюса Спрингстина, Элвис Костелло был ярким его поклонником.
В Лос-Анджелесе Костелло останавливался в том отеле, где жил Вейтц
Именно его Костелло выбрал ведущим для своего тура в 1987 году Wheel Of Fortune ( пробраз нашего Поле Чудес с Якубовичем )
они дуэтом спели там I Forget More Than You’ll Ever Know ( популярый канти-хитяра 50-х , вновь популярный из-за версии Боба Дилана на альбоме Self Portrait )
Том был великолепен ( вспоминает Костелло ) он придумал массу всяких штучек и шуток, он обладал животным магнетизмом
Влияние его на альбоме Косткелло в 1989 году Spike достаточно ощутимо и весомо
Костелло после этого пытался переманить к себе гитариста Марка Рибо и перкуссиониста Майкла Блэра из бэнда Тома
В музыке его Костелло услышал то, что творилось в его собственном воображении ( по словам Костелло )
Гастролировать было тяжело не тоько физически, но и морально, мало кто понимал смысл его песен, всем хотелось веселья
Организаторы концертов придумывали хитрый ход-в афишу они вписывали имя Тома маленькими буквами, а большими Graham Parker & The Rumour или Southside Johny & The Asbury Dukes выходящие на сцену ПЕРЕД Вейтсом — кто потребует деньги назад ?
Вот так и колесил по штатам от Атланты до Паукипси, живя в отелях и распивая бутылочку, другую с такими же гастролёрами.
С Заппой он сошёлся, хотя сам Заппа это конечно мизантроп с предельным цинизмом и презрением, сводившим общение с людьми к минимуму.
Тяжело петь перед тысячами людей, когда из зало орут »говно» во всю глотку, вот так он оттачивал зубы
По какой-то причине Вейтца пригласили поиграть на благотворительном концерте гомосексуалистов, публика скажем….хм….капризная
Перед Томом пел чернокожий парень, он крикнул уходя со сцены »поцелуйте мою чёрную задницу, педики» что оставалось петь Тому ?
Конечно какую-нибудь ерунду о сладкой любви
М-да. Том — это странный культурный феномен
Заппа и Бифхарт конечно люди незаурядные, как и Вейтц и Дилан, ценны сами по себе и как поэты и ироничные стёбщики. О Блэк Райдер мы ещё поговорим. Как и о других альбомах.

Второй альбома 1974 года The Heart Of Saturday Night

Тут уже новый Вейтц, хотя любовь к музыке 50-х просвечивает и здесь , это можно услышать например на New Coat of Paint- такая расслабленная приджазованная и качественная фортепианная музыка
Это альбом о ночи, наблюдения со стороны, тема просто- завтра выходной и на работу не нужно ,предвкушении о проведении уик-энда с девушкой
на diamonds on my windshield сопровождение другое, котрабас и щёточки
Третий альбом — Nighthawks At The Diner 1975 не принёс ему известности, хотя оригинальном было то, что альбом пронизан скэтчами и шутками, иронией и фирменным стилем Вейтца в сопровождении гитары и контрабаса.
Идея воспроизвести интимную атмосферу джаз-клуба Вейтцу удалась, а как желание приобрести новых поклонников провалилась.
Дело не только в песнях, дело в том, что Том был настоящий и »подлинный’ у него не было имиджа, у него было своё лицо, оно всем не нравилось, как и его рычащий вокал, он не были ни секс-символом, ни ездящим на дорогих лимузиных рок-идолом, не бы он ни новым Диланом и не провозглашал никаких новых идей от имени молодёжи.
В то время когда все нюхали кокс он глушил виски, это считалось уделом неудачников по-жизни.
Он просто пел свои истории, подсмотренные на улицах, в баре или придуманные им сцены из жизни.
Интересна песня Emotional Weather Report, где он просто читает текст под аккомпанемент гитары и контрабаса
Критиками и библиографами Вейтца, а также любителями и знатоками его творчества лучшей песней на альбоме считаетcя кавер Big Joe And Phantom 309 на песню Реда Совина, популярного в 50-е кантри-певца.
Eggs And Sausage песня о дальнобойщиках и дороге, эта тема была популярна в америке того времени, америке воспетой Керуаком и принятой очень многими молодыми людьми как новая религия
Warm Beer And Cold Women тоже в общем неплоха, все эти песни обьединяет одно интересной свойство, Том тут пытается петь как старый человек , впрочем и мысли его тоже как у человека пожившего и познавшего в жизни многие вещи и радость и боль и разлуку и потери.
Жил Том Вейтц всегда в таких местах, куда бы добропорядочный человек не вошёл, что впрочем не мешало заглядывать в отель Тропикана ( где снимал в своё время фильм Энди Уорхолл ) и Игги Поп и Элис Купер, а немного раньше там любили побывать и Дженис Джоплин и Джим Моррисон. Вот и Вейтц там жил
Он не любил роскошь и светскость Хилтоноподобных заведений
Особых предпочтений в пище и вообще в быту Вейтц не испытывал , его устраивало и то что было
Там он и познакомился с Рикки Ли Джонс, прожив совместно с ней несколько лет.
Она конечно красавицей не была и месте они составляли весьма колоритную пару.
Она тоже пела ( на MFSL выпущен её альбом ) но особого таланта не имела, что в общем субьективно и кому-то возможно её творчество нравится, я не отношусь к числу её поклонников, хотя, разумеется новые нотки в музыку и
мысли Тома она конечно внесла.

Еще прочесть по этой теме:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *